Загрузка ...
Назад

Выступление генерального директора УК"Райффайзен Капита" на радио "Бизнес FM"

- 16 часов 48 минут московское время. В нашей студии – генеральный директор компании «Райффайзен Капитал» Андрей Зайцев. Здравствуйте!
- Добрый день!
- И ко мне присоединяется мой коллега, Андрей Вишневский. Здравствуйте, Андрей.
___________________________
– Добрый день! Андрей, начнем с новости, которая поступила буквально  несколько минут назад от агентства «Блумберг», которое сообщило, что акции «New century», американской ипотечной компании, сняты с листинга на «Nice». Что означает эта новость для американского рынка?
- Новость, безусловно, плохая, но не трагическая, потому что тема эта давно уже обсуждается, и проблема ипотечного рынка возникла, как Вы понимаете, не вчера и не сегодня. Другое дело, что существует опасность распространения этого кризиса, и в этом смысле критичным является действие финансовых властей. Это тот фактор, за которым, скорее всего, всего участники рынка будут наблюдать, всем интересно, как реагирует федеральная резервная система…
- Какие варианты реакции у Федеральной системы?
- Очень важно, что скажет Бернанке,  как будет комментироваться эта ситуация. Если это действительно серьезно, если ФРС воспринимает это, как серьезное событие, потому что до этих пор речь шла о небольшом сегменте ипотечного рынка…
- Но события развиваются лавинообразно, уже вторая компания заявляет о том, что у нее есть проблемы…
- Опять же, если будет критичная реакция ФРС. В принципе, существует монетарный механизм, очень много зависит от того, как это будет комментироваться.
- Это может сказаться на нашем рынке?
- Безусловно, это может сказаться на нашем рынке, потому что ситуация на американском рынке влияет на отношение к риску глобально, в частности, в отношении развивающихся рынков, в число которых входит и Россия.
- Вы занимаетесь управлением активами Ваших инвесторов, у Вас достаточно молодая компания,  и она продемонстрировала менее, чем за 3 года, значительный рост. Сколько сейчас находится средств инвесторов в управлении компании «Райффайзен капитал»?
- На сегодняшний день порядка 140 миллионов евро находится в управлении. Из этой суммы процентов 60 составляют паевые инвестиционные фонды,  под управлением компании находится 4 паевых фонда, 30% - это индивидуальные портфели, т.е. индивидуальное доверительное финансовое управление, 10% - это институциональные инвесторы.
- Какую, в среднем, сумму вкладывает инвестор в «Райффайзен Капитал»?
- В доверительное управление – начиная с 6 000 миллионов рублей, а минимальный взнос с наш ПИФ – 15 тысяч рублей. Но средняя сумма вклада достаточно большая, где-то около 10 тысяч долларов.
- То есть, Вы работаете со средним классом, в основном?
-  По сути, да, наверное, это свойство бренда «Райффайзен», в большей степени.
- Как управляющая компания «Райффайзен Капитал» защищает своих инвесторов в случае падения рынка?  Есть какая-то стратегия хеджирования рисков? 
-  К сожалению, в открытых фондах какого-то продвинутого механизма  хеджирования нет. Самое лучшее, что можно сделать,  – это максимально увеличить долю наличности в фонде.
- Но есть определенные ограничения?
- Да. Формально Вы не можете иметь более 25% наличности, но, во-первых, речь идет не о ежесекундном, временном промежутке, ограничивается промежуток в 2/3 рабочих дней в месяце,  есть некие лазейки, для того, чтобы в какой-то момент, который мы посчитаем критическим, иметь наличности больше. То есть, важно, чтобы по итогам отчетного периода соблюдалось это условие.
- А выход облигаций?
- Выход облигаций – это другая часть управления рисками, это тоже вариант. Но в нашем случае кризисного управления хеджирование  – это то же самое, что и выход в наличность. Чуть больше риск, потому что, собственно, облигации тоже подвержены риску  падения.
- Российский рынок на прошлой неделе (началось это чуть раньше) значительно просел. Что происходило с паями «Райффайзен Капитал»?
- Акции всех без исключения паевых фондов падали, здесь наша компания не исключение. Паи вели себя несколько лучше, чем индекс на прошлой неделе, но они тоже падали. Собственно, это, как я уже сказал, участь всех паевых фондов  на падающем рынке.  Другое дело, с какой скоростью они будут падать, и в этом, наверное, и заключается искусство управления паевым фондом  в наших условиях.
- А как вели себя Ваши инвесторы?
- Вы знаете, нынешнее падение все же трудно сравнить по масштабам  с падением, которое случилось прошлой весной,  оно значительно меньше. Покупки, может быть, приостановились, наверное, еще не так много людей, готовых на падающем рынке покупать, это страшно, тем более, в условиях неопределенности мировых рынков. И если даже в прошлом мае инвесторы не паниковали и не уходили с рынка,  то  сейчас и подавно мы не видели погашения фондов.  Люди, по всей видимости, предпочитают переждать худшие времена, рассчитывая, что это не продлится долго.
- Какую-то закалку получили, можно сказать…
- Уровень образования, понимания каких-то экономических факторов, инвестиционная культура инвесторов все равно растут.
- А если вдруг произойдет сильное и длительное снижение всего рынка? Что делать пайщикам в этой ситуации?
- Что значит сильное и длительное снижение?  В принципе, в западных странах  на развитых рынках  пайщики приучены вести себя спокойно, и приучены к тому, что на 3 – 5-летнем горизонте они все равно зарабатывают при условии, что инфляция сравнительно небольшая.
- Ну, это западный рынок, у нас все немного по-другому…
- У нас ситуация улучшается… Ну, у кого не выдержат нервы, тот, наверное, в какой-то момент вынужден будет продать акции. В принципе, мы ориентируем своих инвесторов на среднесрочную перспективу, т.е. человек должен приходить в паевой фонд, понимая, что может возникнуть ситуация, когда ему не выгодно будет уходить из фонда, например,  в ближайшие полгода.
- А у Вас есть какие-нибудь расчеты? Какую часть своего дохода инвестор вкладывает в пай?
____________________
- Андрей, сейчас время уходить на новости. Пусть гость ответит на него потом, после новостей.
- Хорошо.
____________

- Мы продолжаем беседу с нашим гостем, генеральным директором компании «Райффайзен Капитал» Андреем Зайцевым. Со мной в студии работает мой коллега, Андрей Вишневский.
_____________

- Андрей, в этой части нашей беседы мы будем обсуждать главные текущие темы. Одну из них Вы уже прокомментировали.  Андрей Зайцев считает,  что пока ничего страшного, в связи с приостановкой торгов и изъятием из листинга бумаг ипотечной компании «New century», не произошло. Все теперь зависит от монетарных властей США. Я правильно понял?
- Да.
- То есть, прежде всего, от заявления господина Бернанке. У нас есть еще одна важная тема: это приход в Россию японского банка «Номура», который сегодня официально объявил об открытии в России своего представительства.  Что это значит для рынка?
- Мне кажется,  что это хороший противовес плохим новостям. На каждую плохую новость есть хорошая, и это, безусловно, хорошая новость. Означает она, что международные профессиональные инвесторы, глобальные инвесторы позитивно смотрят на развитие российской экономики и связывают с ней определенные надежды, надежды на хороший, эффективный, прибыльный бизнес. «Номура» - не единственный глобальный игрок, который приходит на этот рынок, выражает свою заинтересованность. Новость, безусловно, положительная.
- В пятницу, если мне не изменяет память, в газете «Ведомости» была новость, что «Леман Бразерс» собирается также прийти в Россию в течение этого года,   и возглавит российское представительство довольно легендарная личность,  некий Йордан, который пришел туда из «Дойче Банка». Это что, тенденция?
- Да, это становится закономерностью, абсолютно позитивный нормальный фактор. На российский рынок возвращаются серьезные глобальные игроки, делают на него ставку. Это значит, что у этого рынка есть будущее.
- Как чувствуют себя российские игроки с приходом таких вот глобальных фондов?
- Безусловно, приход таких глобальных фондов увеличит конкуренцию, это, в принципе, хорошо. Возможно, будут какие-то приобретения, может быть, поглощения какими-то глобальными игроками, другими, не теми, кто пришел, а которые только планируют это. Существует несколько способов входа на рынок. Все же, я думаю, что для всего рынка это определит позитивную динамику.
- В официальном пресс-релизе, который был сегодня опубликован, «Номура» говорит о том, что банк поможет российским бизнесменам открыть Азию и Европу одновременно. За счет чего «Номура» собирается этого добиться?
- «Номура» же глобальный игрок. У них очень сильный офис в Лондоне, откуда делается очень много операций,  т.е. сам банк являет собой такой симбиоз Европы и Азии. И через взаимодействие с этим банком возможно достичь понимания этих двух частей света.
- Тогда к другой актуальной теме. В России серьезно повысился интерес частных инвесторов к энергетическим ПИФам, и толчком, по мнению аналитиков, послужила дополнительная эмиссия  ОГК-3. О том, какие секторы энергорынка могут вызвать наибольший интерес у инвесторов, мы говорили с нашим экспертом, Григорием Бегларяном. Я бы хотел, чтобы Вы прослушали это и дали свой комментарий.
-Какие активы в энергосекторе сейчас наиболее привлекательны для управляющих компаний?
-  Естественно и бесспорно, это ОГК, ТГК. Если говорить о вертикально интегрированных компаниях, это Иркутскэнерго, мы все видели, какой сильный рост у этой компании. Другие компании тоже интересны, но это зависит от управляющей компании. Не все компании могут покупать бумаги, которые не очень ликвидны, и по мнению тех компаний, которые работают с так называемыми неликвидными бумагами, их интересует «Сеть строй», это тема будущего, у нас изношенные электрические сети, и там будут огромные денежные вливания. Еще одна тема – это сбытовые сети, здесь тоже есть тема для размышлений. Дело в том, что сбытовые сети уже сейчас начинают получать плату за подключения, соответственно, здесь для управляющей компании тоже есть интерес.  Спор идет, и многие покупают либо ОГК, либо ТГК, другие смотрят на совершенно другие активы. Дело в том, что все мы знаем, насколько выросли эти активы буквально  за последние несколько месяцев. Так что, дороговато в некоторых местах.
- На какую доходность могут рассчитывать пайщики энергоПИФов?
- Если мы посмотрим по ПИФам, которые вкладывались исключительно в электроэнергетику, то они показали великолепную доходность, 60 -90%, некоторые даже выше 100. Но вот сейчас, если говорить о том, что мы видим, 20-30% они получить еще смогут, но это будет зависеть от ряда условий. Например, ОГК покупают сейчас исключительно на том, что там есть стратегия ОГК-3, мы все знаем эту историю: «Норильский никель» выкупает всю допэмиссию за 3 миллиарда, соответственно, те, кто участвовал в этой скупке, тоже заработали. Соответственно, здесь есть некий элемент игры. Если управляющие компании или ПИФы, которые скупают такие активы, участвуют в подобной игре, они рискуют серьезно, рискуют и их пайщики. Как быстро растет доход, так быстро этот доход и растворяется. Если пайщики получили сейчас хорошую прибыль, им стоит подумать о том, чтобы ее зафиксировать. Так говорят эксперты.
- А насколько оправданы опасения, что после такого роста бумаги энергокомпаний могут существенно  упасть в цене,   что произойдет жесткая коррекция?
- Что касается акций РАО ЕЭС…  10 лет назад на рынок была выброшена идея, что РАО ЕЭС – это конгломерат всех его дочек, т.е. мы калькулируем стоимость всех дочек и получаем стоимость РАО ЕЭС. Эта идея в народе, в инвестсообществе еще жива, соответственно, мы видели рост по ОГК-3-  и сразу же рост акций  РАО ЕЭС. Коррекция может быть внезапной и жесткой, давайте вспомним хотя бы заявление Газпрома о том, что он не намерен больше покупать энергоактивы по рыночным ценам, он готов меняться. А Газпром как раз есть основной скупщик всех этих энергоактивов. Если Газпром будет меняться, а не будет скупать их по рыночным ценам, то здесь мы и увидим элемент жесткой коррекции. И не будем забывать о том, насколько серьезно пострадали акции энергокомпаний на фоне недавней волны распродаж, так что, чем выше растут энергобумаги, тем больше они падают. Хотя некоторые жнергокомпании смотрятся неплохо, но по большинству этих бумаг, в основном, это касается ОГК и ТГК, там очень завышены ожидания. Они могут не оправдаться. В любом случае, нельзя покупать то, что даст прибыль через 3 года.
- Вот такой фрагмент беседы с нашим экспертом, Григорием Бегларяном. Ваше мнение? И еще, я хотел сразу спросить, какова доля энергетических компаний в портфелях, которые предлагает «Райффайзен Капитал»?
- В настоящее время мы перевешиваем энергетику в портфелях, т.е. доля эта выше, чем в индексе, порядка 10-15%...
- Что логично, учитывая, что энергетика показывает рост в последние несколько месяцев.
- Безусловно, мы ориентируемся на фундаментальный анализ. Я согласен по большей части с мнением эксперта. Могу только прокомментировать, что в сложившейся ситуации и на глобальных рынках, и на российском рынке мы отдаем предпочтение ликвидным инструментам.  То есть, если говорить об энергетике, мы предпочитаем сейчас покупать РАО, рассчитывая на то, что в случае коррекции мы сможем достаточно быстро зафиксировать прибыль. Общая позиция компании в текущий момент – отдавать предпочтение ликвидным инструментам по сравнению с фундаментально интересными историями второго эшелона. 
- Еще такой вопрос, без него вряд ли можно обойтись: как Вы оцените перспективы рынка коллективных инвестиций в России? По сравнению с той же Восточной Европой?
- У меня есть однозначный ответ на этот вопрос, в отличие от вопроса, куда пойдет рынок, и что мы увидим через год. Я считаю, что у рынка коллективных инвестиций в России, безусловно, светлое будущее. Доля инвестиций в структуре личных финансов российских граждан – одна из самых низких в мире. В восточноевропейских странах, Польше и Чехии, например, доля инвестиций в структуре личных финансов составляет 15-20%. В России – 5-6%.  В этом смысле есть огромный потенциал, ведь даже те слои населения, которые могут быть потенциальными инвесторами, еще не пришли на рынок, только совсем малая их часть.
- Инвесторы «Райффайзен Капитала» - это, в основном, Москва? Крупные города какие-то?
- В принципе, да. Хотя в последнее время растет доля региональных денег…
- Как строится, кстати, стратегия продвижения «Райфайзен капитал» в регионы?
- Мы продвигаемся в регионы, безусловно, через банковскую сеть «Райффайзен»,  в этом году надеемся воспользоваться сетью и «Импэксбанка», приобретенного группой «Райффайзен». Это 200 с лишним отделений «Райффайзен» и «Импэкса» по всей России.  Надеемся, это даст хорошую возможность продавать инвестиционные продукты, продвигать их в регионы.
- И тот вопрос, который я не успел задать ранее. Наверняка, Вы какие-то исследования проводите, опросы, может быть… Какую долю своего дохода  обычно Ваши инвесторы вкладывают в паевые инвестиционные фонды?
- По моим представлениям, эта доля колеблется. Все зависит от предпочтений, от склонности человека к риску. Но я бы сказал, что, в среднем, эта доля очень низкая, процентов десять от дохода. Она в России очень низкая по сравнению с развитыми странами и даже странами Восточной Европы.

____________________

- Спасибо. Напомню, в нашей студии  был генеральный директор компании «Райффайзен Капитал» Андрей Зайцев, и с ним беседовал мой коллега, Андрей Вишневский.

Предыдущая новость
Решения Федеральной службы по финансовым рынкам от 06 марта 2007 года
26.03.2007
Следующая новость
Филиал «Сибирский» ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» предоставляет новую услугу — «Инвестиционные субботы»
19.03.2007

Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Спасибо!

Ваша подписка была успешно обновлена!

На вашу почту отправлено письмо с подтверждением подписки!