Как за неполный год добиться роста компании в несколько раз и как совладать с болезнью роста? Рассказывает генеральный директор УК «Райффайзен Капитал» Андрей Зайцев.
Беседовал КИРИЛЛ АЙЗИН
- Андрей Викторович, с начала года активы под управлением «Райффайзен Капитал» выросли почти в пять раз. В чем причина такого прогресса?
- Основная причина в лояльности к брэнду: большинство клиентов пришли к нам из Райффайзенбанка. Раньше им могли предложить только депозит под 6% годовых. А сейчас консультанты банка помимо различных вкладов предлагают и услугу управления активами.
- Получается, что клиенты просто связывают имя банка и управляющей компании?
- Да, многие наши инвесторы при упоминании слова «Райффайзен» сразу вспоминают о банке, автоматически перенося его имидж и на компанию. Западное происхождение ассоциируется с профессионализмом и надежностью.
- Пока «Райффайзен Капитал» представлен в основном в столице. Есть ли в планах компании увеличить свое присутствие в регионах?
- Активную экспансию в регионы мы планируем в 2007 году. Управляющая компания делает большую ставку именно на регионы. Надеюсь, что нам удастся не только эффективнее использовать имеющиеся региональные отделения, но и задействовать сеть Импэксбанка, а это почти 200 отделений по всей стране.
- Какую сумму в среднем инвестирует в ваши фонды пайщик?
- Около $13 тыс.
- Судя по вашим словам, основной упор «Райффайзен Капитал» делает на привлечение частного инвестора?
- Да, розница является приоритетным бизнесом не только управляющей компании, но и банка. Это стратегическое направление для группы «Райффайзен» в России, на котором сконцентрировано значительное количество ресурсов.
- Почему Райффайзенбанк отказался продавать паи управляющей компании «Тройка Диалог»?
- Чтобы развивать свою УК. Это была инициатива менеджмента компании, которому удалось убедить акционеров в правильности этого шага...
- Но ведь банк в таком случае не получает вознаграждение как агент…
- Есть две принципиально разные модели продажи инвестиционных продуктов. Первая - это когда банк выбирает по своим критериям несколько управляющих компаний, предлагая потребителю самому определиться в отношении к их продуктам. При такой модели банк ничего не проигрывает, получая свои комиссии с объема инвестированных средств. Так работает Ситибанк. Второй вариант - банк отказывается от части сиюминутной выгоды агента и, продавая через сеть услуги собственной управляющей компании, получает прибыль как акционер. По такой модели работает, например, Банк Москвы.
- Компании удалось в этом году привлечь большое количество клиентов в паевые фонды. Но доходность ПИФов пока не впечатляет. Почему?
- Есть объективные причины, которые с ростом нивелируются. В начале года пришло много денег. А значительный относительно размеров фонда приток наличности осложняет работу управляющим. Если ПИФ начинает быстро расти, то приходится инвестировать в ценные бумаги независимо от ситуации на рынке. Ведь по нормативам ФСФР нельзя держать долгое время, например, 50% от СЧА в наличности, дожидаясь у моря погоды. Вероятно, по результатам года мы и отстанем от некоторых конкурентов.
- Вы рассчитываете на рост индустрии коллективных инвестиций? Может, рынок уже близок к насыщению?
- Нет, всем еще есть, куда расти. В большинстве стран Восточной Европы инвестиции в ценные бумаги и разного рода фонды составляют 15-20% от сбережений. В России эта цифра меньше в разы.
- Насколько выгоден бизнес управления активами?
- По расчетам, в следующем году, на третий год существования, компания станет безубыточной, а в 2008 году окупит все затраты акционеров.
Источник Финанс № 38 (175) 2-8 октября 2006.
Полный адрес статьи:
http://finansmag.ru/34463