Что произошло?
После Евромайдана и смены власти в феврале 2014 года Украина установила курс на вступление в НАТО. Для России это бы означало размещение военной базы в непосредственной близости к границе.
Ввиду поставок США вооружения в Украину, в конце 2021 года Россия начала активно обозначать свою позицию, подчеркивая, что расширение Североатлантического альянса на восток и размещение вооружений на территории Украины является недопустимым для страны, или, как сказал президент Путин, «красной линией».
Обозначая серьезность своих требований, Россия расположила вблизи с украинской границей свои войска, а также провела совместные с Белоруссией учения на границе с Украиной. Позднее начали появляться сообщения СМИ о возможной эскалации военного конфликта на Донбассе и на всю территорию Украины.
В декабре 2021 МИД РФ опубликовал проекты гарантий безопасности со стороны США и НАТО, а в январе прошли ряд консультаций и переговоров между РФ с одной стороны НАТО и США, с другой стороны.
Требования РФ включают:
- юридические гарантии о невступлении Украины и других страны бывшего СССР в НАТО;
- США должно прекратить военное взаимодействие с бывшими странами СССР;
- не развёртывание ракет средней и меньшей дальности на территории, из которой они могут поражать цели в странах участниках;
- не размещении ядерного оружия в других странах, а также вывоз ядерного оружия из других стран, если оно там расположено;
- НАТО не должно размещать вооружённые силы на территории государств, которые присоединились к НАТО после 1997 года.
В свою очередь, США указывают на политику открытых дверей НАТО и дают понять, что никому не позволят вмешиваться в этот вопрос. Сторонам не удалось продвинуться в решении вопросов, так как никто не готов идти на уступки.
Мы полагаем, что это неокончательный результат, и переговоры продолжаться. В позиции РФ есть поле для маневра по уступкам НАТО и США, так как требования, которые были положены в основу драфтов изначально были сделаны так, чтоб часть их можно было снять (например, о неразмещении вооружения в странах, которые присоединились к НАТО после 1997 года).
Проходящие переговоры сопровождаются негативным новостным потоком и угрозами с обеих сторон, что оказывает нарастающее давление на фондовый рынок и все большей корректировкой акций. Безрезультативный итог переговоров трактуется рынком, как увеличение вероятности военного решения вопроса (ввод войск в Украину), за которым последуют санкции со стороны США и Европы.
Из последнего негативного фона, на прошлой неделе зарубежные СМИ (со ссылкой на инсайдеров НАТО) уже начинали обсуждать возможное вооруженное противостояние с Западом и за пределами Украины. Также, стало известно о планируемых масштабных учениях НАТО в Норвегии всего в 400 км от российской границы.
Санкции
В прессе обсуждаются следующие санкционные сценарии:
- санкции против крупнейших банков;
- отключение банковской системы РФ от SWIFT;
- полный запрет трубопровода «Северный поток — 2» и т д.
Наиболее жесткими и менее вероятными секционными сценариями, по нашему мнению, являются санкции на SWIFT и запрет Северного Потока — 2.
Запрет SWIFT. В краткосрочной перспективе это наиболее жесткая опция, которая усложнит международные транзакции для РФ.
Вероятность этой меры относительно всех банков в РФ очень низкой:
1. Санкции повлекут перебои с поставками нефти и газа в Европу, что в условиях энергетического кризиса и доминирующего положения РФ на европейском рынке энергоносителей чревато проблемами для европейской экономики. Это также вызовет турбулентность на мировых рынках нефти и газа и приведет к разгону инфляции, снижению глобальной экономики.
2. У SWIFT существуют аналоги, которые можно будет использовать для ее замены, например, CISP.
3. Отключение SWIFT и другие жесткие санкции приведут к тому, что США и ее союзники не смогут сдерживать РФ экономическими методами и последствия этого будут расценены как очередное геополитическое поражение США.
Санкции против Северного Потока — 2. Санкционирование трубопровода является ударом по экономике Германии, которая выводит последние 9 ГВ атомной мощности в этом году и стремится сократить долю угля в энергобалансе.
Российская экономика из-за консервативного бюджетного правила и высоких цен на энергоносители лучше готова к санкционному давлению, чем в 2014 году во время первых санкций после Крыма. Так, профицит текущего счета составил 5,7% ВВП в третьем квартале, золотовалютные резервы достигли величины 622 млрд долларов, а ликвидная часть ФНБ — 7,2% ВВП.
Российский рынок
За последние три месяца Индекс Мосбиржи упал на 20% в долларах США, при этом цены на нефть за этот период выросли на 1%.
На графике ниже видно, что рынок и нефть двигались синхронно до 17 декабря, падая на фоне распространения Омикрона, однако после этой даты нефть выросла на 20%, а индекс потерял 6% на геополитической напряженности.
Сравнительная динамика цен нефти марки Brent и Индекса МосБиржи в долларах США
На данный момент рынок РФ торгуется исходя из оценки P/E 4,9, что достаточно близко к значениям, которые были после присоединения Крыма — в 2014 году рынок торговался по P/E 4,5.
Текущие уровни совпадают с концом 2018 года, когда рынок был под давлением в ожидании санкций за вмешательство в выборы США. Во всех этих случаях, такие низкие оценки рынка приводили к существенному ралли в следующие 6-12 месяцев.
Динамика оценки показателя P/E Индекса МосБиржи за 10 лет
Однако, текущая ситуация отличается (в положительную сторону) еще и очень высокой дивидендной доходностью. Текущая дивидендная доходность согласно консенсусу Bloomberg составляет 10,5% и по нашим ожиданиям (учитывая спотовые цены на нефть и газ) может составить 14% в 2022.
Динамика дивидендной доходности Индекса МосБиржи за 10 лет
Выводы
Текущие уровни рынка, несмотря на волатильность, представляют хорошую точку входа в рынок РФ, поскольку мы полагаем, что стороны в конечном счете придут к компромиссам.