ИА «Рейтер»
Облигации российских регионов остаются хорошей инвестицией // Рейтер
Облигации российских регионов остаются хорошей инвестицией, даже несмотря на возможное ухудшение финансовых показателей и введение внешнего управления в некоторых из них: государство не допустит банкротства таких эмитентов, уже подтвердив свои намерения реструктуризацией бюджетных кредитов, говорят участники рынка.
Котировки вторичного рынка подтверждают веру инвесторов: почти все субфедеральные бонды торгуются заметно номинальной стоимости.
"Я считаю, что так же, как не дают упасть системно значимым банкам, не дадут обанкротиться регионам. Поэтому их (регионы) можно покупать смело", - считает руководитель департамента портфельных инвестиций УК Ронин траст Иван Гуминов.
"На мой взгляд, пока не произошло реального дефолта по какому-нибудь субъекту федерации, никто не будет беспокоиться. В целом же, учитывая политическую повестку этого года, думаю, что дефолтов не допустят ни при каком раскладе", - сказал управляющий портфелем облигаций УК Райффайзен капитал Константин Артемов.
Механизм казначейского сопровождения, предусматривающий перевод регионов на полное кассовое обслуживание в Казначейство с открытием лицевых счетов и санкционированием расходов, вводится в 2018 году в Республике Хакасия и Костромской области, сказал в интервью ТАСС в начале года руководитель Казначейства РФ Роман Артюхин.
"Казначейское сопровождение должно позитивно повлиять на финансы регионов и в перспективе улучшит кредитные метрики бюджета. Я не думаю, что это серьезно отразится на стоимости долга, хотя и может насторожить инвесторов в бумаги конкретных эмитентов", - считает глава корпоративно-инвестиционного блока Совкомбанка Михаил Автухов.
Новый бюджетный кредит региону предоставляется только при условии его казначейского сопровождения. Этот механизм используется в субъектах РФ, общий объем долговых обязательств которых по предоставленным бюджетным кредитам с начала года составил свыше 80 процентов доходов их собственных бюджетов.
По данным терминала Eikon, облигации Хакасии с погашением в 2023 году котировались в среду по цене 113,30 процента номинала, почти максимальной среди субфедеральных бондов. Единственный выпуск облигаций Костромской области, с погашением в сентябре текущего года, котировался по цене 100,10 процента номинала.
Ценовой диапазон ниже номинальной цены, в районе 99-99,98 процента номинала, был представлен в среду только пятью выпусками - Карелии, Воронежской области, Красноярского края, Новосибирска и Удмуртии.
Гуминов напомнил, что долг Хакасии вырос после пожаров в 2016 году, когда президент дал поручение руководству республики помочь погорельцам:
"Нынешние меры Минфина выглядят весьма своевременными".
ФАКТОРЫ РИСКА
Российский Минфин отнес в группу высокой долговой устойчивости 26 процентов российских регионов, в группу низкой долговой устойчивости - 22 процента . По оценке ведомства, госдолг регионов РФ к 2020 году может вырасти до 3,27 триллиона рублей, среди факторов риска также указывалась существенная доля краткосрочной задолженности и высокая зависимость от финансовой поддержки федерального бюджета.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's ожидает ухудшения в 2018 году финансовых показателей российских регионов, так как темпы экономического роста все еще низкие, расходы бюджетов растут, а поддержка от укрепления рубля себя исчерпала.
Управляющий директор по макроэкономике рейтингового агентства Эксперт РА Антон Табах говорит, что пока казначейское сопровождение - это самая мягкая форма внешнего управления, означающая полное знание и визирование расходов Москвой. По его мнению, Хакасия и Костромская область далеко не самые закредитованные регионы:
"Но, во-первых, их закредитованность привела к кассовым разрывам и обращениям в Москву, во-вторых, эти регионы - не самые крупные и политические неприкрытые, и подходят для того, чтобы отработать на них этот механизм".
Табах также не исключил, что эти регионы смогут частично привлекать средства и за счет размещения новых облигаций, но если Хакасия, скорее всего, будут иметь право выпускать и сможет продолжать рефинансировать старые выпуски, то Костромская область, по его мнению, будет постепенно замещать банковские кредиты бюджетными, а на рынок может выйти лишь в случае улучшения ситуации.
Комментарии администраций Костромской области и Хакасии получить пока не удалось.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ
Артемов говорит, что проблемных регионов достаточно, но концепция такая, что федеральный бюджет так или иначе будет отвечать по их долгам:
"Мне кажется, что нет существенных рисков потери самостоятельности регионов - из центра лишь присматривают, чтобы региональные власти не залезали в долговую яму и не провоцировали ухудшение финансового состояния субъекта до состояния, когда потребуется оперативное вмешательство".
Табах считает, что в группе риска находятся все некрупные закредитованные регионы; среди крупных регионов таких нет.
"Но я не думаю, что на внешнем управлении сейчас будет много регионов, именно потому, что в целом ситуация сейчас улучшается".
Многие регионы воспользуются и рассрочкой выплат по бюджетным кредитам, которые предоставляет программа их реструктуризации: подобные меры со стороны государства означают в некоторых случаях меньшее привлечение средств на публичном рынке и дополнительный спрос на уже обращающиеся облигации.
Объем размещения облигаций регионами РФ в 2017 году превысил 200 миллиардов рублей, по оценке Рейтер.
"С одной стороны программа реструктуризации бюджетных кредитов очень многих избавит от позора, с другой - все регионы будут на "коротком поводке" и под колпаком, но без официального поражения в правах и приезда "санитаров". Она достаточно вменяемая и будет использоваться как некоторое пугало: если слабых показательно взяли в опеку, то другие самостоятельно выстроятся в очередь за реструктуризацией бюджетных кредитов", - сказал Табах.
https://ru.reuters.com/article/companyNews/idRUL8N1PQ5WK