Газета «КоммерсантЪ». Приложение «Деньги»
Санкции плюс
Инвестиции минус
Предложение американских сенаторов расширить секторальные санкции против России вызвало отток иностранных инвестиций из российских фондов акций. Уход инвесторов был компенсирован глобальными портфельными управляющими, которые по-прежнему наращивают вложения на рынках развивающихся стран, пусть и меньшими темпами, чем раньше.
Выход международных инвесторов с российского рынка акций в минувшем месяце ускорился. По оценкам «Денег», основанным на аналитических отчетах Bank of America Merrill Lynch (учитывают данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR)), в феврале клиенты фондов, инвестиционная декларация которых ориентирована на российский рынок акций, забрали $158 млн. Это в 15 раз больше объема, выведенного из фондов данной категории месяцем ранее (около $11 млн). Однако отток был с лихвой компенсирован притоком средств через глобальные фонды, которые инвестировали в минувшем месяце $268 млн. Судя по всему, средства вкладывали не прицельно в российский рынок акций, а заодно с вложениями в другие развивающиеся рынки.
Санкции победили нефть
Усиление бегства иностранных инвесторов с российского фондового рынка произошло на фоне ужесточения риторики со стороны западных политиков. Началось все с того, что Financial Times со ссылкой на дипломатические источники сообщила о готовящихся антироссийских санкциях в ответ на инцидент с задержанием украинских моряков в Керченском проливе. Однако под ограничения попадут только несколько человек, так что новость вызвала резкое, но краткосрочное падение стоимости на российском рынке.
Большее беспокойство у инвесторов вызвали новости о том, что американские сенаторы внесли в Конгресс законопроект, предполагающий введение санкций в отношении банковского и энергетического секторов России, а также против российского госдолга (ужесточенный вариант законопроекта, предложенного в августе прошлого года). «В конце прошлого года, когда обсуждение вероятности наложения новых санкций было активным, комментарии официальных представителей Конгресса сводились к тому, что в данном виде санкции приняты вряд ли будут, так как Россия сильно интегрирована в мировую финансовую систему и жесткие ограничения могут навредить не только ей, но и странам-партнерам. Однако точных гарантий, конечно, нет, поэтому риски сохраняются, заметно снижая интерес иностранных инвесторов к отечественным активам, особенно к компаниям финансового сектора»,— отмечает старший аналитик УК «Райффайзен Капитал» София Кирсанова.
Добавило нервозности международным инвесторам задержание в России основателя одного из старейших и крупнейших фондов прямых инвестиций на российском рынке Baring Vostok Майкла Калви. По словам аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, этот арест ведет к очередному витку ухудшения делового климата в стране. «На Западе эти действия будут интерпретированы как вмешательство государства и его силовых структур в конфликт между двумя крупнейшими собственниками банка "Восточный"»,— отмечает господин Антонов. Аналитики не исключают, что западные политики могут воспользоваться арестом финансиста для введения новых санкций.
Отток иностранных инвестиций мог быть и больше, если бы не рост цен на нефть. По данным агентства Reuters, в феврале стоимость ближайшего контракта на поставку североморской нефти Brent достигала отметки $67,8 за баррель, максимального значения с 16 ноября. В конце месяца цены закрепились возле уровня $66 за баррель, что почти на 7% выше значений закрытия января. Стоимость российской нефти Urals выросла на спот-рынке менее значительно, всего на 2,3%, до $64,4 за баррель. С начала года различные сорта европейской нефти выросли в цене на 22–27%. «Бычьей» игре на нефтяном рынке способствуют перебои с поставками из Венесуэлы и рекордно низкий уровень добычи странами ОПЕК, отмечает портфельный управляющий группы «Тринфико» Фарит Закиров.
Не ждите перемен
В весенние месяцы риски расширения секторальных санкций останутся ключевыми для российского рынка акций, отмечают аналитики. «Интерес глобальных инвесторов к российским активам во многом будет зависеть от санкционной риторики и геополитики — пока можно констатировать восстановление интереса к облигациям (судя по потокам средств в ОФЗ), но не к акциям»,— отмечает управляющий инвестиционными портфелями Friedrich Wilhelm Raiffeisen Владимир Веденеев.
В случае если в весенние месяцы не произойдет расширения санкций, приток в рублевые акции может возобновиться. Этому будет способствовать их фундаментальная недооцененность в сравнении с акциями других развивающихся стран. По данным Bank of America Merrill Lynch, российские компании торгуются исходя из коэффициента P/E (отношение капитализации компании к чистой прибыли за 2019 год) на уровне 7,8 при среднем значении по развивающимся рынкам 13,5. «У рублевых активов самая высокая среди ЕМ дивидендная доходность, но санкционные страхи очень высоки, отношение к рынку в значительной степени спекулятивное. Для устойчивого роста нужно расширение базы инвесторов (в первую очередь иностранных, которые несопоставимы по масштабам с локальными), а в условиях постоянной угрозы новых санкций это представить сложно»,— считает старший портфельный управляющий УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин.
Китайский рынок ушел в тень
В феврале международные инвесторы стали осторожнее относиться ко всем рынкам развивающихся стран. По оценкам «Денег», за месяц фонды, инвестиционная политика которых ориентирована на emerging markets, привлекли немногим более $4 млрд, что втрое меньше объема средств, поступившего месяцем ранее. При этом российские фонды продемонстрировали не самую худшую динамику среди стран БРИК. Больший объем инвесторы вывели из Китая — почти $1,5 млрд, еще свыше $560 млн было выведено из Индии.
Осторожность инвесторов была связана с затянувшимися переговорами между США и Китаем. С начала года представители обеих стран ведут активные торговые переговоры, но до сих пор не пришли к консенсусу относительно внешнего вида нового соглашения. К тому же в прошлом году китайские фонды были лидерами по привлечению средств международных инвесторов. Не удивительно, что в этом году, на фоне признаков замедления экономики, часть управляющих начали сокращать вложения в китайские акции.
Лучшую динамику среди фондов развивающихся стран демонстрируют бразильские фонды. За минувший месяц международные инвесторы вложили в них почти $350 млн, а с начала года — почти $700 млрд. По словам аналитиков, спрос на бразильские фонды растет в расчете на то, что правительство президента Жаира Болсонару, будет проводить реформы. В частности, в стране ожидается проведение пенсионной и налоговой реформ. «Хотел бы заверить, что к окончанию моего президентского срока наша экономика будет в числе 50 лучших стран в плане простоты ведения бизнеса. Мы станем набирать обороты в плане инвестиций за счет проведения политики, в которой не будет места идеологии. Будем перенимать передовой опыт»,— заверил в январе президент Болсонару.
Американский противоток
Иностранные инвесторы выводят инвестиции не только из России, Индии и Китая, но и из большей части развитых стран. По данным EPFR, суммарный отток с фондовых рынков developed markets в минувшем месяце составил почти $20 млрд, что в два с половиной раза меньше объема средств, выведенного в январе ($49 млрд).
Основной отток средств пришелся на европейские фонды ($13,7 млрд). Инвесторы сокращают вложения в европейские активы на фоне снижающихся темпов роста экономики региона. В феврале Еврокомиссия ощутимо снизила прогноз роста ВВП на текущий год — до 1,3% с 1,9%, которые ожидались осенью. Была понижена и оценка инфляции на 2019 год в регионе единой европейской валюты — до 1,4% с 1,8%. При этом прогноз по росту ВВП Германии снижен до 1,1% (предыдущая оценка — 1,8%). По словам инвестиционного стратега «БКС Премьер» Александра Бахтина, «Брексит» и рост популистских настроений в регионе в сочетании с невысокими темпами роста экономики региона снижают привлекательность вложений в европейские активы.
Впервые за полгода международные инвесторы стали сокращать инвестиции на японском рынке акций. По оценкам «Денег», за минувший месяц фонды Японии потеряли символические $600 млн.
Часть средств, выведенных из европейских и японских фондов, инвесторы вкладывали в фонды США. По оценкам «Денег», за минувший месяц в американские фонды поступило почти $3,5 млрд.