Загрузка ...
Назад

Интервью с Генеральным директором УК «Райффайзен Капитал» Андреем Зайцевым: «Райффайзен» гарантирует сохранность пенсионных средств

 

-УК «Райффайзен Капитал» становится все более заметным участником рынка управления пенсионными активами. Насколько этот сегмент интересен для Вас?

Этот сегмент, безусловно, нам интересен, поскольку пенсионные фонды, как и страховые компании, в силу специфики своего бизнеса располагают значительным объемом денежных средств, которые нужно куда-то вкладывать, хотя бы для того, чтобы защитить от инфляции, а мы, собственно, этим и занимаемся профессионально.

Конечно, для УК «Райффайзен Капитал» основное направление бизнеса – это розница, т.е. ПИФы, где мы располагаем, на мой взгляд, уникальными возможностями в виде хорошо узнаваемого западного брэнда и одной из наиболее эффективно работающих банковских сетей в России. Сеть эта к тому же значительно выросла за последний год как за счет присоединения Импэксбанка, так и за счет вновь открытых отделений. С нашей стороны было бы, по меньшей мере, странным не пытаться получить максимальную отдачу от столь серьезного конкурентного преимущества, поэтому мы концентрируем усилия на увеличении КПД сети, который, по моим оценкам, составляет сейчас процентов 30.

Что касается индивидуального доверительного управления для физлиц в том смысле, как оно понимается нашими коллегами по индустрии, в прошлом году мы перестали активно предлагать эту услугу, так как акционерами было принято решение сделать ее частью более широкого предложения в рамках обслуживания состоятельных клиентов (Private Banking). Это вполне соответствует сложившейся на Западе тенденции разделения «производства» инвестпродуктов и их дистрибуции и позволяет нам уделять больше внимания другим направлениям деятельности, в частности НПФ и страховым компаниям.

-Пенсионный сегмент также можно подразделить? Здесь есть управление пенсионными резервами, пенсионными накоплениями… Нет ли планов, создать, например, пенсионный ПИФ?

На мой взгляд, основные преимущества ПИФа для пенсионных фондов могут быть реализованы и в рамках традиционного доверительного управления. Кроме того, ПИФ, насколько мне известно, не предусматривает никаких гарантий в отношении вложенных в него пенсионных резервов, а это идет в разрез с законодательно предусмотренными обязательствами УК.

Наш подход к управлению пенсионными резервами основывается на простейших экономических принципах, нарушение которых делает эту услугу бессмысленной, а иногда и подвергает компанию абсолютно неоправданным рискам. Мы, к примеру, не можем гарантировать пенсионному фонду доходность выше инфляции просто потому, что этого не делают даже банки. Мы также исходим из того, что любое финансовое обязательство (в том числе и обязательство сохранения переданных в доверительное управление пенсионных резервов) имеет определенную цену, и эта цена тем выше, чем выше риск соответствующего портфеля. Если считать этой ценой рыночную ставку вознаграждения за управление, максимальный риск портфеля получается достаточно маленьким. Именно поэтому мы и предлагаем пенсионным фондам консервативную, но абсолютно надежную (подкрепленную гарантией «Райффайзенбанка») стратегию управления, а не обещания максимальной доходности с минимальным риском.

-Уже есть клиенты по этой стратегии?

Не так много, как нам хотелось бы. Трудно заставить клиентов думать о риске, когда рынок акций растет более 50% в год. Думаю, в свете нынешней рыночной ситуации эта тема станет более востребованной...

-Расскажите о гарантированной стратегии подробнее. Насколько я знаю, Вы начали предлагать ее еще в 2006 году, но активно не продвигали. В чем причина?

В основе стратегии лежит принцип Constant Proportion Portfolio Insurance (CPPI), что приблизительно можно перевести как «страхование портфеля методом постоянной пропорции». По сути CPPI – алгоритм, обеспечивающий сохранение первоначальной стоимости портфеля, посредством ребалансировки доли рискованных и безрисковых активов (в нашем случае это, соответственно, акции и облигации ОФЗ и Правительства Москвы): на растущем рынке акций их доля в портфеле увеличивается, а на падающем сокращается, при этом определенная пропорция между компонентами портфеля остается постоянной (отсюда и «метод постоянной пропорции»).

Теперь по поводу 2006 г. Откровенно говоря, гарантированная стратегия работала плохо: согласно нашему тестированию результат 2006 года должен был быть на уровне 16% годовых. К сожалению мы заметно отклонились от этого результата. Мы потратили много сил на выявления причин создавшейся ситуации и пришли к выводу, что основная проблема заключалась не в самом алгоритме, а в эффективности его реализации. Иными словами, если бы процесс ребалансировки, предусматривающий постоянный обмен информацией с Банком, работал оптимально, результаты были бы гораздо лучше. Теперь стратегия работает в соответствии с нашими расчетами: результат 2007 года 6,7% за вычетом всех комиссий при доходности рынка акций 12%

В 2007 г. мы значительно продвинулись по пути оптимизации бизнес процессов в компании. Наряду с усилением инвестиционного блока дисциплинированными высокопрофессиональными специалистами это значительно улучшило качество услуг УК «Райффайзен Капитал» вообще и результаты по гарантированной стратегии в частности.

Сейчас, на мой взгляд, наша гарантированная стратегия смотрится достаточно конкурентно. У нее есть приличная история, да и предлагает ее не только что созданная компания, пусть даже и с известным западным брэндом, а весьма заметный на рынке коллективных инвестиций игрок с общими активами под управлением порядка 6 млрд рублей. Так что, в будущее смотрим с оптимизмом.

-Каков минимальный порог вхождения для гарантированной стратегии со стороны НПФ, нет ли «фейс контроля» для средних и региональных фондов?

Мы готовы сотрудничать с любым фондом. Желательно, чтобы соответствующий гарантированный портфель был не меньше 25-30 млн. рублей, поскольку структура продукта предполагает достаточно высокие технологические издержки. Это конечно не означает, что мы безусловно откажем клиенту с 20 млн рублей…

-Есть ли аналоги CPPI у других УК?

Мне ничего не известно о предлагаемых другими УК гарантированных стратегиях для пенсионных фондов, структурированных так же, как наша.

-Будете наращивать продуктовую линейку для НПФ?

-Безусловно. Мы разработали и опробовали модельный портфель для накоплений; запустили процесс согласования с Банком целой линейки гарантированных продуктов на основе CPPI с разными максимальными долями акций и уровнями гарантий, отличными от 100%; работаем над повышением эффективности существующих стратегий

-В ближайшее время иностранные ценные бумаги станут доступным инструментом для инвестирования пенсионных активов. Какую роль в этом играют связи с «Райффайзенбанком» и венским офисом компании по управлению активами?

-Наличие в группе «Райффайзен» брокера и глобальной управляющей компании, имеющей многолетний опыт обслуживания пенсионных фондов на австрийском рынке, несомненно, позволят нам предложить заинтересованным клиентам из числа НПФ эффективные инвестиционные решения, в полной мере отвечающие их потребностям. В настоящий момент специалисты нашей компании в тесном сотрудничестве с коллегами из НПФ «Райффайзен» прорабатывают технологию покупки и учета таких инструментов. В этой ситуации «Райффайзен Капитал» будет выступать не в качестве управляющего, а скорее как инвестиционный консультант, помогающий потенциальным клиентам разобраться в огромном количестве принципиально возможных продуктов.

-В Вашей УК на первое место всегда ставилось тщательное управление рисками. Это очень важно, когда речь идет о пенсионных активах…

Управление активами – это по определению управление рисками. Клиент соглашается принять некоторый рыночный риск, а управляющий пытается этот риск оптимизировать в соответствии со своими представлениями об изменении рыночной ситуации. За эту услугу клиент платит комиссию. Указанная схема работает для всех клиентов, и пенсионные фонды здесь не исключение.

Эффективное управление рисками предполагает не только их идентификацию, но и количественное описание, а также обоснованный прогноз в отношении будущих изменений. Десятилетиями управляющие пытались предельно формализовать этот процесс, чтобы сократить зависимость результатов управления от случайностей. Именно так появились VAR, бэта, альфа, ошибка следования и т.д. Сегодня об этом знает подавляющее большинство управляющих на российском рынке, а применяют на практике единицы. Могу с гордостью заверить Вас, что «Райффайзен Капитал» относится к их числу. Мы стараемся максимально использовать накопленные индустрией знания, а не игнорировать их, ссылаясь на местную специфику. К примеру, мы управляем своими ПИФами, активно следуя за индексами, т.е. так, как это делается во всем мире, не пытаясь превратить их в хедж фонды, характеризующиеся гораздо более высоким уровнем риска и в силу этого менее подходящими для неквалифицированных инвесторов.

-А какие индексы Вы используете?

-Фонд акций сориентирован на индекс ММВБ, а в облигациях мы используем индексы ивестиционного банка «Траст».

-Вы пришли к руководству УК из глав инвестиционного отдела, участвуете сами в процессе?

-Я участвую в инвестиционном процессе на стратегическом уровне (инвестиционный комитет), стараясь не оказывать влияния на тактические решения управляющих. По моему глубокому убеждению, оперативное управление портфелем предполагает постоянное присутствие на рынке, понимание ситуации «здесь и сейчас», поэтому вмешательство в этот процесс от случая к случаю со стороны топ менеджмента не только увеличивает риск, но и деморализует управляющих, ставя под сомнение их профессионализм. Совсем другое дело – долгосрочные, стратегические решения. Здесь участие менеджмента, а иногда и акционеров компании, просто необходимо, по меньшей мере, с точки зрения дисциплины и четкой формулировки основных целей.

-Есть ли у Вас какое-то хобби?

Вино. Для меня это то же самое, что музыка для меломана и картины для любителя живописи. Подобно зрению и слуху, вкус и обоняние являются источниками информации об окружающем мире и, следовательно, способами воздействия на сознание и средствами самовыражения. Именно поэтому на протяжении всей своей истории человечество, наряду с шедеврами музыки и живописи, создавало шедевры вкуса и запаха. Вино – тому яркий пример.

-Инвестируете в вина?

-Я - любитель, посвящаю этому увлечению часть времени и бюджета. Я путешествую, стараюсь развивать вкус, время от времени читаю критиков - но это все-таки хобби. Заниматься этим профессионально я пока не готов.

Инвестиционные вина – это такой же актив, как акции или, к примеру, недвижимость. Чтобы профессионально инвестировать, нужно не только понимать, какие факторы способны влиять на цену, но и уметь эти факторы анализировать, следить за их изменениями и уметь эти изменения предсказывать. Уже активно торгуются винные фьючерсы; созданы винные фонды и винный индекс; есть авторитетные аналитики типа Роберта Паркера, с мнением которых рынок считается; на рынке периодически появляются новые игроки типа российских, индийских и китайских инвесторов-ценителей, взвинтивших цены на Бордо 2003 и 2005 гг. Все это означает, что инвестиции в вино – серьезное занятие, требующее серьезной отдачи, вещь в себе.

Для меня же вино – это даже больше повод для общения, чем инвестиция. Во-первых, таких же, как я любителей становится все больше и больше, а во-вторых, любому человеку можно подобрать вино, которое не оставит его равнодушным. Вот вам и исходная общая точка…

Источник: FundsHub.ru

Предыдущая новость
УК «Райффайзен Капитал»: Российский рынок акций может стать лидером роста в 2008 году
07.02.2008
Следующая новость
Изменение реквизитов счетов Фондов под управлением УК «Райффайзен Капитал»
24.01.2008

Задать вопрос

Спасибо!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Спасибо!

Ваша подписка была успешно обновлена!

На вашу почту отправлено письмо с подтверждением подписки!