Компания брата губернатора Подмосковья инвестирует в переработку рыбы
«Русская аквакультура» создает вертикально-интегрированный холдинг в преддверии SPO
Крупнейший в стране производитель лососевых — «Русская аквакультура» сообщила о приобретении опциона на заключение договора о покупке 40% в капитале завода по переработке рыбы «Три ручья» в Мурманской области. Последний сейчас на паритетных началах принадлежит гендиректору предприятия Игорю Петриченко и его партнеру Георгию Шаверневу, согласно ЕГРЮЛ. Петриченко подтвердил «Ведомостям» готовящуюся сделку с «Русской аквакультурой»: она купит по 20% у каждого из партнеров, отметил он. Опцион будет реализован до конца 2018 г., уточнил человек, знакомый с деталями сделки. Ее сумму стороны не раскрывают. В ноябрьской презентации для инвесторов компания писала о готовности вложить до 500 млн руб. в строительство рыбоперерабатывающего завода.
«Русская аквакультура» производит озерную форель и атлантического лосося на собственных фермах в Карелии и Мурманской области соответственно. Крупнейший акционер компании — брат губернатора Подмосковья Максим Воробьев с долей 47,9%. Также акциями компании владеет Михаил Кенин, совладелец «Самолет девелопмента» (23,5%), еще 23,4% — у УК «Свиньин и партнеры», по данным «Русской аквакультуры» на 30 июня 2017 г.
В последние несколько лет компания испытывала сложности из-за болезней рыб и потери собственных производственных мощностей: летом 2015 г. сгорел ее цех первичной переработки в Мурманской области. В последние два года компания сотрудничала с «Тремя ручьями» — завод предоставлял ей услуги по переработке, сказал представитель «Русской аквакультуры». Мощность предприятия, расположенного недалеко от рыбных ферм компании, — до 25 000 т в год, также здесь есть холодильный склад, инфраструктура.
«Русская аквакультура» объявила диапазон цены для SPO
Компания предложила бумаги инвесторам с существенным дисконтом к текущей рыночной цене
Вхождение в капитал «Трех ручьев» обеспечит «Русской аквакультуре», по словам ее представителя, гарантированный доступ к необходимым мощностям, а значит, повысит операционную эффективность и снизит ее операционные риски. Кроме того, «Русская аквакультура» сможет получать часть прибыли от переработки, что положительно отразится на финансовых показателях, добавил гендиректор «Русской аквакультуры» Илья Соснов. В январе — июне 2017 г. выручка «Русской аквакультуры» выросла более чем в 11 раз до 3,3 млрд руб., чистая прибыль составила 57,7 млн руб. против 88 млн руб. убытка годом ранее. За этот же период компания с долей рынка 22% продала почти 7000 т рыбы (в 8,3 раза больше год к году).
«Русская аквакультура» выстраивает вертикально-интегрированный холдинг согласно новой, недавно принятой ею стратегии. Ранее она подробно описывала планы по вертикальной интеграции в презентации для инвесторов в преддверии вторичного размещения акций (SPO) на Московской бирже. Помимо покупки доли в перерабатывающем заводе «Русская аквакультура» уже купила два норвежских завода по производству посадочного материала (смолта), которые суммарно владеют лицензиями на производство 7 млн шт. смолта в год. Таким образом, к 2025 г. компания рассчитывает выпускать свыше 30 000 т товарной красной рыбы, сказано в ее сообщении.
«Русская аквакультура» обещает создать вертикально-интегрированный бизнес
В мировой практике все крупнейшие производители лососевых — Marine Harvest Group, Leroy Seafood Group и проч. — представляют собой вертикально-интегрированные холдинги: от выращивания собственного посадочного материала и непосредственно товарной рыбы из него до переработки и трейдинга, напоминает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. Это, по его словам, обеспечивает компании большую финансовую устойчивость, позволяя извлекать максимум прибыли из такого деликатесного продукта, как лосось. Вертикальная интеграция, скорее всего, сделает бизнес компании более устойчивым, повысит ее операционные результаты, рассуждает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Еще несколько лет назад на рынке было представлено много рыбных фермеров, которые занимались именно выращиванием товарного лосося, продолжает Гудков, теперь же таких практически не осталось — их поглотили вертикально-интегрированные гиганты.
Правда, Кривошапко считает, что вряд ли именно наличие вертикальной интеграции скажется на инвестиционной привлекательности «Русской аквакультуры». Инвесторы прежде всего хотят видеть преимущества «Русской аквакультуры» перед конкурентами: ее эффективность и продолжительную историю успеха, добавляет портфельный управляющий «Райффайзен капитала» Антон Кравченко, а одного прибыльного года тут недостаточно.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/17/742159-russkaya-akvakultura